Главная » Статьи » Наука

Этно-кабинет «Русская изба» как центр приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к декоративно-прикладной культуре.

В настоящее время в нашей стране произошли коренные изменения в обществе, повысился интерес людей к национальным особенностям своей Малой Родины, страны, нации, народа, к корням культуры, древним преданиям и поверьям, старинным вещам и историческим промыслам. Задача современного человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. Специализированный обучающий кабинет, созданный в Новодвинском детском доме-интернате для детей с серьёзными нарушениями развития, стал своего рода музеем русского быта и является важным элементом образовательной среды, культивируемой в учреждении для повышения качества образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот методический кабинет создан мной более десяти лет назад и сегодня является центром народного творчества как хореографического, так и декоративно-прикладного, а также функциональным образовательным пространством не только в учреждении, но в городе Новодвинске.


Создавая первый в регионе, подобный кабинет для детей с ОВЗ в учреждении соцзащиты, мной разработан дизайн, прошла почти всю область в поисках оригинального инвентаря, нашла деловых партнеров и спонсоров, одним словом применила весь спектр социальных технологий. Мной были организованы этнографические экспедиции в самые различные уголки области. Старинные вещи русского быта были привезены из Пинежского, Каргопольского, Плесецкого, Холмогорского, Верхнетоемского районов.


Ежегодно специалистом на базе «Русской избы» организуются занятия детей в рамках дополнительного образования. Дети пробуют пользоваться старинными инструментами: скалкой, прялкой, ухватом и т.д. Ставятся хореографические русские народные композиции, часто слышны народные песни в исполнении воспитанников, с которыми занимаюсь в рамках кружковой работы. Полы в «Русской избе» застланы самоткаными половиками, связанными методом «хэнд-мэйд ткачества» умельцами интерната – детьми с ОВЗ под моим руководством. В этом интересном учебном кабинете слышен запах пирогов, шанег, практически всегда детские голоса и весёлый смех. «Русская изба» стала одним из центров обучения и педагогического воздействия через атмосферу на развитие самых лучших качеств у воспитанников с ОВЗ. За время существования «Русской избы» дети с ОВЗ познакомились также с самыми различными видами прикладного творчества.


Многие аспекты деятельности в этно-кабинете укладываются в тему по самообразованию, над которой я работаю уже много лет: «Северные традиции как одно из направлений развития творчества у умственно-отсталых детей». Я хочу донести до своих воспитанников мысль о том, что культурный опыт былых эпох продолжает жить в культуре более позднего времени в совершенно преобразованном виде, а позднее и с современным смыслом. Именно поэтому знакомлю детей с традициями, обычаями праздничной культуры Русского Севера. Делаю акцент на то, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. При ознакомлении детей с традициями, обычаями и праздниками языческих времён, православными праздниками использую то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче. Это очень важно для детей с ОВЗ, т.к. они более восприимчивы и ранимы и опора на их творческий потенциал – главная методика работы в этом направлении.


В своей работе по приобщению детей с ОВЗ к творчеству как элемент преемственности поколений опираюсь на наглядность материала, атмосферу, как показание к коррекционной деятельности. С этой целью и создавалась комната – «Русская Изба», где воссоздан был быт северной избы. Одним из направлений работы в «Русской избе» является создание семейных ценностей, поскольку дети с ОВЗ, большей частью являются сиротами и проживают в закрытом стационарном учреждении. Проводимые мной «Посиделки в Русской избе» на различные темы, камерные спектакли, которые ставлю с ребятами с ограниченными возможностями здоровья стали доброй традицией. Приём гостей, инклюзивные встречи в интернате также проходят зачастую в «Русской избе». Подчас гости вместе с детьми с ОВЗ в этно-кабинете занимаются совместным творчеством. Для наших детей это очень важно.


Важным видом деятельности в «Русской избе» являются занятия декоративно-прикладным творчеством. Сама атмосфера «Русской избы» настраивает детей с ОВЗ на рабочий лад в сфере народного творчества, даёт дополнительный импульс в коррекционной работе. Деятельность в этом направлении строится по трём направлениям:
1. Проводятся ознакомительные мастер-классы специалистами в конкретном виде декоративно-прикладного творчества;
2. Ведётся кружковая работа по конкретному направлению творчества;
3. Организуются встречи с конкретными мастерами с целью социализации.


Так в рамках благотворительных акций были проведены несколько ознакомительных мастер-классов по изготовлению северных оберегов из шерстяных нитей совместно с народной студией «Нить Ариадны» городского культурного центра г.Новодвинска. Дети с ОВЗ смогли познакомиться с помощью наших гостей с таким материалом как береста в рамках акции «Щедрый вторник». Многие ребятами открыли для себя этот традиционный материал для декоративно-прикладного творчества. В этот день несколько замечательных мастер-классов для наших маломобильных детей провели гости из Детской школы народных ремёсел г.Архангельска. С техниками, связанными с росписью, различными видами живописи и созданием изображений нашим детям показали волонтеры из САФУ и СГМУ. Ребята изготовили салфетки в этно-стиле. Подобные практики очень важны для детей с ОВЗ, т.к расширяют их мировоззрение, границы познания через приобщение к творчеству Русского Севера, этно-кабинет создаёт ту атмосферу, которая помогает творить, делает их причастным к региону, где они родились и живут. Каждый ребёнок с ОВЗ интерната через кабинет «Русская изба» имеет возможность приобщиться к культуре региона.


Приобщение к народной декоративно-прикладной культуре происходит и за счёт кружковой работы в «Русской избе». В 2019 и 2020 годах в этно-кабинете проводились еженедельные креативные занятия специалистом МОУДО «Дом детского творчества» г.Новодвинска Петровичевой Л.В. Она обучила детей такому ремеслу – как элементы северного ткачества. Это направление нашло широкое распространение и переплетается с работой прикладной мастерской на базе «Русской избы», деятельность в которой осуществляется мной вместе с воспитанниками. Дети с ОВЗ учатся составлять рисунки половиков по методу лоскутного шитья, плести циновки по методу вязания. Свои работы из мастерской в «Русской избе» в 2020 году мы представили на региональный конкурс в Центр дополнительного образования Архангельской области «Детская школа народных ремёсел».
 

Категория: Наука | Добавил: novodvinsk-internat (19 Ноября 2020) | Автор: Старикова О.В.
Просмотров: 241 | Рейтинг: 5.0/1