Комплексное моделирование как элемент учебно-воспитательного процесса в стационарном учреждении для детей с ОВЗ.

Под комплексным моделированием подразумевается не только создание, но и использование, функционирование сложных объектов. В стационарном интернате, где проживают дети с ментальными нарушениями, очень важно обеспечить преемственность и взаимопроникновение различных форм учебно-воспитательного процесса с целью лучшего усвоения и осознания. Мастерская прикладного моделирования «Самоделкины» создана на базе Новодвинского ДДИ. Здесь дети с ОВЗ работают с бумагой, картоном, фанерой, деревом. Я как педагог адаптирую под контингент обучающихся, а это дети с ОВЗ, в зависимости от их диагноза, различные творческие технологии ручного труда. Отдельным направлением работы, который составляет тему саморазвития педагогической компетентности, является опыт создания поделок из бросового материала, а именно газет. Данный вид деятельности показан для работы с детьми с ОВЗ, он безопасен, экологически выверен, не требует больших материальных затрат, характерен доступностью и изобилием применяемого материала. В свою очередь, при должной обработке, конечные изделия имеют весьма эстетический вид, удобны в использовании по назначению. Заготовками для всех поделок являются газетные трубочки, которые, в зависимости от конкретного изделия либо разрезаются на равные части и приклеиваются на основу, то есть декорируют её, либо переплетаются различными способами, создавая объёмные предметы. Процесс скручивания трубочек хорошего качества достаточно сложен, требует опыта и терпения, что важно как раз для работы с детьми с ОВЗ. Адаптированные практики плетения из бумажной лозы подробно описаны в разработанной мной инструкции, наглядно отображающей все этапы создания. У определённого количества воспитанников с ОВЗ удалось добиться приемлемого уровня выполнения.

Для детей с ОВЗ основным видом изделия этой категории является карандашница. Здесь трубочки, в большей степени выполняют декоративную роль. Описание процесса изготовления так же представлено в инструкции. Хочется отметить лишь то, что для начала процесса декорирования необходимо изготовить основу изделия, а это так же относится к созданию поделок с применением разметки, вырезания деталей с последующим их склеиванием. В процессе комплексного обучения детей с ОВЗ изготовлены сувениры с применением газетных трубочек: карандашницы в нескольких вариантах исполнения, фоторамки, различные виды плетёных корзинок. Таким образом, региональный компонент по обучению плетению из природного материала заменяется альтернативной технологией с учётом потребностей работы с детьми с ОВЗ.

Самые простые обучающие образовательные манипуляции в мастерской прикладного моделирования «Самоделкины» приспосабливаются, адаптируются к потребностям детей с ОВЗ. «Ручной труд» у мальчиков в образовательном процессе ассоциируется исключительно с обработкой древесины, изготовлении изделий из неё, в частности заколачивании гвоздей. Это наиболее распространённый и закреплённый в сознании детей столярный приём. Однако в силу особенностей развития детей данной категории невозможно обеспечить безопасность при использовании настоящего «взрослого» инструмента. У детей понижено чувство самосохранения, практически отсутствует понимание реальной опасности при работе такими инструментами как молоток, ножовка и другими. Дети данной группы могут причинить урон не только себе, но и другим учащимся. Немаловажным является и тот факт, что у таких ребят не хватает навыков и физической силы для забивания гвоздей в деревянные поверхности. Поэтому для удовлетворения потребности в применении приёма «заколачивание гвоздей», в мастерской предложен альтернативный способ его выполнения: молоток со стальным бойком был заменён на деревянный либо пластмассовый, доски, в которые происходит заколачивание, на склеенные в «бутерброд» картонные листы, применяемые в изготовлении коробок промышленной упаковки. Такой материал обладает несколькими положительными качествами: доступность, достаточная прочность и сопротивляемость воздействию, лёгкость, травмобезопасность. Описанный способ вполне доступен любому ребёнку, даже с крайне низкими навыками и вызывает у него неподдельное чувство удовлетворения.

В работе мастерской используются и другие формы работы как раз для детей с ОВЗ. Например, ребятам очень нравятся плоскостные игры, созданные своими руками. Я как инструктор не только разрабатываю игры, но совместно с ребятами выполняю инвентарь к ним, и дети с удовольствием в них играют. В мастерской, которая стала своего рода лабораторией, дети с ОВЗ под воздействием эвристического спектра коррекции проявляют функции компенсационного образования.

 

Вообще работа с бумагой и картоном не только имеет валеологически-коррекционные показания, но и несёт региональный компонент. Ведь дети с ОВЗ в нашем интернате живут в городе бумажников – Новодвинске. Выполненные с ребятами бумажные костюмы и бутафория используется в массовых мероприятиях, которые проводятся в интернате. Как направление в работе с детьми с ОВЗ мы изготавливаем исторические головные уборы, которые используются в смежных учебно-коррекционных событиях. Мы представляем с ребятами результаты деятельности, тем самым даём детям с ОВЗ стимул их деятельности. Это очень важно для детей с ментальной инвалидностью, когда декоративно-прикладное творчество сочетается с другими видами коррекционного образовательного процесса

 

В мастерской прикладного моделирования «Самоделкины» используются и традиционные методики обучения творчеству детей с ОВЗ. Например, элементы оригами. В технике оригами с последующим окрашиванием были выполнены тюльпаны, коробочки, самолётики, хлопушки, флюгеры, лягушки. В дальнейшем эти поделки использовались для игровой деятельности. Дети весело запускали самолётики, хлопали хлопушками, прыгали лягушками и т. д. Это специфика работы с детьми с особенностями развития. С применением разметки, вырезания отдельных деталей с последующим их склеиванием изготовлены объёмные шары из бумаги, звёздочки, ёлочки. Для детей с более высоким овладением навыками работы предложено изготовление аналогичных игрушек, например ёлочек, но уже из фанеры.

Несколько лет мы с ребятами, обучающимися в мастерской «Самоделкины» создавали модели игрушек из бумаги и картона. Например, итогом одной из коллективных работы стал объемный макет автомобиля. Дизайн автомобиля и чертежи для сопрягаемых деталей были разработаны инструктором. Дети участвовали во всех этапах сборки: перенесение выкройки детали на лист картона, вырезание деталей и склеивание их между собой. В финишной обработке смог поучаствовать каждый: в окраске, закреплении мелких элементов. Ребята с удовольствием погрузились в длительную работу, что говорит о пролонгации устойчивой мотивации у учащихся. Стоит отметить, что у большинства детей улучшились навыки работы с ножницами, как при вырезании простых геометрических фигур, сложенных прямыми линиями, так и фигур сложной формы, требующих особой аккуратности при выполнении задания. Более точными стали манипуляции с карандашом при обведении выкроек и шаблонов. Все эти прогрессивные явления благоприятным образом отразились на качестве и внешнем виде конечных изделий. В мастерской созданы несколько видов моделей: танки, плоскостные модели самолётов, плоскостная модель воздушного шара, наглядные щиты и др. Детям нравится видеть результаты своего труда. Здесь я соединил методику коррекционного воздействия с эвристическим спектром обучения. Данный метод оправдал себя, о чём свидетельствует текущий мониторинг выпускников учреждения на предмет умений и навыков, необходимых в жизни, проведённый Санкт-Петербургской ассоциацией «ГАООРДИ» в 2015 году. Сегодня интернат работает над созданием единого образовательного пространства и в рамках этого студия прикладного моделирования «Самоделкины» работает над созданием подвижных инсталляций, создание и использование которых само по себе является учебно-воспитательным событием. Работая в нише коррекции, систему работы с бумагой и картоном я направил в русло абилитационных мероприятий. Они нацеленны на формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса, развитие динамической организации движений при последовательном их выполнении, а также формирование пространственного воображения при моделировании, привитие умения работать над общим делом, что очень важно для учреждений, где проживают дети с ОВЗ стационарно. Недавно в мастерской «Самоделкины» мы взялись за создание объемных подвижных инсталляций, которые решают помимо стандартных задач, стоящих при обучении детей с ОВЗ также задачи социального свойства – формирование социальной мобильности посредством накопления опыта.

Итогом коллективной работы в 2019 году стала объемная функционирующая модель подводной лодки. Дизайн и чертежи для сопрягаемых деталей были мной разработаны. Ребята с ОВЗ с удовольствием погрузились в длительную работу. В ходе работы над этим проектом учащиеся научились изготавливать детали из листового металла, а именно скобы для скрепления картонных заготовок и придания конструкции прочности. Это новый вид осваиваемой деятельности. Дети научились пользоваться ножницами по металлу, транспонировали ранее освоенные навыки по вырезанию из картона на металл. Так же научились гнуть полоски металла по заданным линиям. Модель была использована в качестве активной декорации в нескольких внутренних и городских мероприятиях, где стала неотъемлемой центральной частью представлений. Также была представлена как комплексная инсталляция на городском конкурсе «Имя нам – новодвинцы!». Современный региональный компонент Русского Севера представлен в том, что в нашем регионе расположены Центр строительства подводных лодок и крупнейший в Европе целлюлозно-бумажный комбинат, производящий картон. Подвижность модели очень важна для детей с ОВЗ, особенно для детей-колясочников. Актуальность и востребованность выполненной работы отражена в сюжетах телевидения и публикациях в местной газете «Бумажник», где я рассказал о модели.

Итогом коллективной работы в 2020 году стала объемная функционирующая модель самолёта. Я разработал дизайн и чертежи для сопрягаемых деталей. Основным материалом для изготовления модели послужила фанера. Наши подопечные знакомы с продукцией Архангельского фанерного завода, расположенного у нас в городе. В ходе работы над этим проектом учащиеся закрепили полученные навыки обработки древесины, приобретенные в предыдущие годы обучения. Ребята погрузились в атмосферу самолётостроения, что очень важно для социализации и повышения самооценки для детей с ОВЗ. Современный региональный компонент Русского Севера представлен в том, что во время Великой Отечественной войны на острове Ягодник напротив Новодвинска был военный аэродром. В год 75-летия Победы в нашем городе был открыт памятник самолёту. Наши дети знают об этом, так двигательная активность соединилась с социальной мобильностью. Актуальность и востребованность выполненной работы отражена в том, что на представление модели были приглашены студенты Северного Государственного Медицинского Университета, которые ознакомились с формами работы с детьми с ОВЗ на комплексном мероприятии «По-Ле-Те-Ли». Подвижность модели очень важна для детей с ОВЗ, особенно с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

Комплексное моделирование является элементом учебно-воспитательного процесса в стационарном учреждении для детей с ОВЗ.

Категория: Наука | Добавил: novodvinsk-internat (19 Ноября 2020) | Автор: Глебов В.М.
Просмотров: 290 | Рейтинг: 5.0/1