«Семейные каникулы»

Организация полноценного летнего отдыха является актуальной задачей дома-интерната, но возможность выезда в летний оздоровительный лагерь или в родную семью получает ограниченное число детей (от 20% до 37% от общего числа воспитанников). 
Анализируя опыт работы других регионов по организации летнего отдыха детей сирот, в нашем учреждении в 2013г. был создан пилотный проект «Семейные каникулы», направленный на организацию летнего отдыха воспитанников дома-интерната, имеющих интеллектуальные нарушения. Уникальность проекта состоит в том, что дети-инвалиды проводят летние каникулы в семьях сотрудников социального учреждения. Программа рассчитана на то, чтобы как можно больше детей-инвалидов, не имеющих родные семьи, смогли отдохнуть в летний период в гостевых семьях. 
В 2012-16г. по программе «Семейные каникулы» отдохнули 25 воспитанников в семьях 4 воспитателей дома-интерната. Дети отдыхали в сельской местности, в экологически-чистых районах Вологодской области (д.Золотава), Архангельской обл. (д.Короли, СОТ «Автомобилист»). В 2013-14г. на отдых выезжали 9 воспитанников.
Мероприятия, осуществляемые в рамках программы, носят не одномоментный характер, а предполагают создание в доме-интернате постоянно действующей Службы семейного сопровождения, в задачи которых входит работа с сотрудниками, подбор и профессиональное консультирование принимающих гостевых семей, и возможно в перспективе семейное устройство детей, имеющих интеллектуальные нарушения в приемную семью. 
Задачи учреждения, передающего ребенка на отдых в семьи сотрудников.

  1. Организация летнего (зимнего) отдыха для детей, не имеющих родных семей в условиях домашней обстановки, информирование общества о возможностях организации отдыхе детей-сирот, имеющих ограниченные возможности здоровья в гостевых семьях.
  2. Изучение возможностей социального окружения для организации отдыха детей в семьях в период каникул.
  3. Подбор потенциальных гостевых семей: учет обращений, создание банка данных о кандидатах
  4. Подготовка сотрудников, принимающих детей на отдых в свою семью: проведение индивидуальных собеседований, посещение и обследование семей, организация учебы по воспитанию ребенка в семье.
  5. Составление банка данных о детях, нуждающихся в отдыхе в семьях.
  6. Подготовка детей к помещению в гостевую семью: диагностика физического и психического состояния здоровья ребенка, опрос ребенка с целью выяснения его желания жить в такой семье, оценка готовности ребенка к жизни в семье.
  7. Организация процедуры знакомства семьи сотрудника с ребенком, выбор формы контакта, организация контактов.
  8. Составление договора о передаче ребенка в семью на летний период или на зимние каникулы.
  9. Оказание необходимой социально-правовой помощи и поддержки во время адаптации ребенка в семье: индивидуальные консультации по возникающим проблемам, корректировка поведения ребенка.
  10. Оценка эффективности проведенной работы по обследованию ребенка до и после пребывания в семье специалистами: психологом, логопедом-дефектологом, врачом, социальным педагогом.

Подбор кандидатов, подготовка гостевой семьи
Понимая достаточно высокий уровень ответственности, возложенный на воспитателя, принимающего ребенка-инвалида в семью, в качестве кандидатов на эту роль на первом этапе проекта были приняты только сотрудники нашего учреждения, имеющие педагогическое образование и хорошо информированные об особенностях и проблемах развития каждого ребенка. Все дети отдыхали в сельской местности, при выборе места отдыха, одним из условий было безопасность, экологичность и транспортная доступность.
Оплата труда воспитателя была проведена из расчета одна рабочая ставка при приеме 3-х воспитанников, и выдача сухого пайка из расчета стоимости дня питания по нормам натуральных продуктов и стоимости питания в день в учреждении. Поэтому каждый из кандидатов выбрал для себя приемлемые условия для приема детей на летний период. Один воспитанник отдыхал в семье в период отпуска воспитателя с получением сухого пайка. Воспитатели, принявшие в семью три ребенка, получали оплату труда в размере 1 ставки и сухой паек на каждого воспитанника.
В период подготовки проекта нами был изучен опыт других регионов по организации летнего отдыха детей сирот и оставшихся без попечения родителей в форме социального патроната. Везде была предусмотрена выдача денежного довольствия либо сухого пайка на период проживания ребенка в семье патронатного воспитателя. Поэтому в ходе подготовки проекта, нами было проведено согласование выдачи питания и оплаты работы воспитателя в Министерстве труда, занятости и социального развития и в отделе опеки и попечительства МО г.Новодвинск
Нормативно-правовое сопровождение.

  • При организации летнего отдыха в семьях, каждый воспитатель обращался в отдел опеки и попечительства за получением заключения о возможности временной передачи несовершеннолетнего в семью гражданина, с указанием адреса проживания и периода пребывания (до 3-х месс) (Постановление Правительства РФ № 432 от 19.05.09г.)
  • Директор дома-интерната, являясь опекуном, заключал с воспитателем договор «О временной передаче ребенка в семью по программе «Семейные каникулы», с указанием имени каждого ребенка, периода пребывания и адреса проживания семьи в период каникул.
  • С каждым кандидатом была проведена диагностика на выявление социально-мотивационных установок и получены положительные заключения о возможности приема ребенка в семью: Методика диагностики межличностных отношений Лири; Опросник «Измерение родительских установок и реакций; Опросник «Готовность принятия в семью ребенка-инвалида»
  • Программа организации летнего отдыха «Семейные каникулы».
  • Ведомость выдачи продуктов питания (накладная)
  • Меню-требование из расчета норм выполнения натуральных продуктов

Экономическая рентабельность 
При подведении итогов по программе «Семейные каникулы» была учтена экономическая эффективность, которая сформировалась за счет закрытия группы на летний период. Экономия бюджетных средства также была получена за счет сокращения по оплате труда сотрудников группы (группу обслуживают 8 сотрудников, а по программе только 3, экономия 5 ставок от 1 до 3-х месяцев), кроме того за три летних месяца, за счет закрытия группы, дом-интернат экономит средства по оплате коммунальных расходов.
Данный проект экономически рентабелен, с учетом рационального и оптимального расходования бюджетного финансирования дом-интернат получил возможность экономии финансовых средств до 270 т.руб. за каждый летний период 2013-14г.г.
Внедрение данного проекта позволило увеличить число детей, отдохнувших в условиях гостевой семьи, повысить качество отдыха этой группы детей нормализовать эмоционально-волевую сферу каждого ребенка, снизить влияние негативного воздействия депривации, развивать у детей навыки адаптивного существования в социуме в условиях семейного воспитания. По результатам проекта были сделаны фото и видео ролики, которые были переданы в семьи биологических родителей, в результате чего у двоих воспитанников, принимавших участие в программе настоящие родители (ранее отказавшиеся от своих детей) восстановились в родительских правах и активно участвуют в жизни своих детей.
 

Категория: Проекты | Добавил: novodvinsk-internat (29 Января 2018) | Автор: Шалаурова Е.В.
Просмотров: 650 | Рейтинг: 5.0/3