Языковая программа МАКАТОН. Использование программы на занятиях по развитию двигательной активности и танцевальных движений

Макатон – это языковая программа, при использовании которой мы пользуемся жестами, графическими символами и звучащей речью, часто в сочетании друг с другом, а в некоторых случаях самими по себе. Жесты и символы обеспечивают зрительное сопровождение речи, что облегчает понимание и улучшает общение.


Для включения в работу системы Макатон нами разработана программа по развитию двигательной активности и танцевальных движений, приоритетные задачи которой:
- развивать и совершенствовать основные и прикладные  двигательные навыки;
- развивать простые целенаправленные движения;
- развивать положительное эмоционально-двигательное реагирование на музыку;
- развивать умение взаимодействовать в процессе игры / танца. 
    
До начала работы была проведена диагностика сформированности навыков двигательной активности и возможностей ребенка, которая включает в себя следующие показатели: навыки общения и социализация, кинестетическое восприятие, слуховое восприятие, предметно-практические действия, понимание и использование речи. Т.е. оценивались не только двигательные навыки, но и готовность ребенка контактировать, его реагирование на взаимодействие, отношение к звукам музыки, возможности понимания звуковой речи, жестовой, узнавание символа и возможности ответной реакции. 
В группы были включены и дети, способные самостоятельно передвигаться и дети с ТМНР. 
На каждую тему (отдельную музыкальную композицию) отводился 1 месяц. Музыкальный материал подразумевал тематическое соответствие лексическим темам и усложнялся по содержанию и сюжетной направленности. Первые танцы были направлены на воспроизведение простых движений («Капельки», «Листочки», далее – взаимодействие в парах («В пары встанем…»); следующие – с  использованием предметов («Снег, снег…», «Если бы не мячик», «Масленица». Самыми сложными, но интересными стали танцы с сюжетной линией: «Варись, кашка», «Выглянуло солнышко…». 


Занятия проводились 2-3 раза в неделю. Цель и задачи каждого занятия носили преемственный характер: вытекали одни из других. Задания были одной направленности, но с каждым занятием несколько усложнялись и объединялись в танец.  Постепенно вводились карточки и жесты.


Занятия проходили в определенной этапной последовательности: 
1. ритуал приветствия;
2. разминка (активная/пассивная гимнастика, стимуляция/расслабление);
3. прослушивание музыки по теме;
4. отработка элементов танцевальных движений (контактная подвижная игра);
5. закрепление элементов под музыку;
6. релаксация (упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения);
7. ритуал прощания. 


Ребята посещали занятия с удовольствием. Им нравится и разнообразие предлагаемого материала, и дружеская атмосфера, и возможность общения и взаимодействия на доступном для каждого уровне. 

По итогам  2020-2021 учебного года мы увидели, что: 
- дети с ТМНР посредством данных занятий раскрылись по личностным и коммуникативным показателям (готовность к нахождению и взаимодействию среди сверстников; положительное отношение к окружающему и реагирование на музыкальный материал, несколько повысилась произвольность при выполнении заданий, увеличилась амплитудность движений, улучшилось фиксирование взгляда на говорящего взрослого, на предлагаемый материал);
- очень хорошие результаты показали дети, передвигающиеся самостоятельно. Многие из них запомнили предлагаемые символы/жесты, стараются «озвучить» их, применить по просьбе, при помощи взрослого строят цепочки символов/жестов в короткие предложения; узнают музыку и самостоятельно воспроизводят танцевальные движения.


Реализация занятий проходит в рамках реализации гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Границам.нет»

 

Категория: Проекты | Добавил: novodvinsk-internat (04 Июня 2021) | Автор: Н.Ю. Родде, О.Н. Шемякина
Просмотров: 260 | Теги: макатон | Рейтинг: 0.0/0