Погружение в материально-пространственную среду.

Погружение в материально-пространственную среду как элемент компенсирующего обучения детей в условиях специализированного стационарного интерната.

Говоря о погружении в материально-пространственную среду очень важно отметить, что метод апробирован и имеет давние корни. Центральное место в нём отводится человеку, он «центр перспективы», «центр конструирования универсума». Учёный П.Тейяр де Шарден говорил о том, что набор предметов создает среду, которая воспитывает человека. В компенсирующей педагогике огромное место занимают информационные и стимулирующие методы воспитания, опирающиеся на актуальный (достигнутый) уровень интеллектуальных и коммуникативных возможностей каждого. Суть метода материально-пространственного погружения заключается в погружении типируемой группы в нужный аспект информации с последующей корректировкой её восприятия через игру. Методы, построенные на сознательном создании ситуации, побуждают обучающихся принимать решения для достижения заданной цели с использованием представленных предметных ресурсов. Практический психолог Д.И.Кавтарадзе считает, что именно они позволяют погрузить обучающихся в активное контролируемое общение между собой на основе представленной среды, что позволяет не только получать, но и производить знания. Об этом говорит и академик А.А.Раппопорт, когда называет среду – инструментом воспитания, а моделирование среды главной задачей воспитателя. По мнению профессора Ю.Н.Емельянова активизация коммуникативных процессов в учебной и целевой группе посредством среды само по себе является активным методом обучения. Данный метод очень важен и в коррекционной педагогике, т.к. дети с умственным недоразвитием отчасти мыслят образами, переходящими в шаблоны и создание определённого алгоритма знаний для них очень важно. На это указывали А.Р.Маллер, И.М.Бгажнокова и другие авторы, работающие с детской проблематикой в ментальной сфере. 

Для умственно-отсталых детей игра подчас неотделима от их жизнефункционирования. Поэтому использование этого момента в коррекционной работе поставлено в нашем интернате во фланг педагогического процесса. Мероприятия этого направления методически выверены и традиционны для наших детей. Они носят объединяющий характер и рассчитаны на всех воспитанников отделения специального образования, дают функциональные знания, обобщают их.  Метод материаль-ного погружения с целью обучения используется в интернате много лет.         Организация походов «Тропою древних славян» обобщает целый ряд полученных знаний и умений. На занятиях по граждановедению (знакомство с окружающим обществом) в 2013, 2014, 2015 годах воспитанники знакомились с предками русского народа – славянами, этимологией этого названия от слова солнце-свет, ремёслами, которые зародились у наших предков, при этом постоянно проводилась причинно-следственная связь между современными предметами обихода и их прообразами. Как получали ткань, что использовали вместо краски, как делали посуду, что ели, что заменяло сладкое и т.д. - эти знания представлялись в предметно-осязаемой проекции, в результате проводилась параллель с ремесленно-трудовой деятельностью отдельных категорий людей и осуществлен переход к современной профессиональной деятельности. Всё это конечно в простой, доступной форме, а походы были обобщением полученных знаний и представлены отчасти в виде имитации жизнидеятельности славян. 

Утром дети, облаченные в детали одежды характерные для славян, с придуманными именами, связанными с происхождением фамилий и другими элементами ономастики, отправились на берег реки Северная Двина. Подготовленные заранее станции были для детей не только объектом новопознания, но и тем эвристическим материалом, где дети через игру были творцами, а не слушателями. Глядя на реку и солнце, дети вспомнили лингвистическую подоплёку названий Славяне (от славянского слова солнце, свет), Россия (от славянского мультиназвания ассоциируемого с водой). Дети нашли растения, из которых были изготовлены те или иные предметы обихода славян. До этого были организованы мастер-классы по работе с берестой, другими природными материалами. В походе была организована имитация сбора мёда, рыбалки, добыча глины, дети стреляли из лука, который сами и изготовили. На каждой импровизированной станции особое внимание уделялось полезности той или иной деятельности для организма, полезности продуктов и предметов для здоровья. В этом заключалась валионаправленность проекта, коим являлся поход из цикла «Тропою древних славян». Главный результат похода дети по определенным признакам нашли «клад» – ржаные пряники (козюли) в виде той или иной славянской деятельности или топонимического изображения. Это была память и угощение для детей. Как отмечалось выше походы в той или иной форме организуются в нашем интернате уже много лет. В последствии впечатления от походов не однократно использовались на различных занятиях. Дети «чувствуют» себя славянами, рассматривают материал как бы изнутри. Большой объем материала, его наукоёмкость с опорой на практическую деятельность подобно ситу оставило крупицы знаний, которые дети непроизвольно вспоминают вновь и вновь, что очень важно для подростков с рассеивающим уровнем ментального восприятия. 

Очень важен для метода погружения в материально-пространственную среду комплексный подход. В нашем интернате создана «Русская изба», помещение, где воссоздана атмосфера северного дома с настоящими вещами коими пользовались наши предки. Проведение здесь занятий на основе практической деятельности методически выверено и обосновано. Педагог-организатор нашего учреждения работает в направлении знакомства детей с русскими традициями. Походы, поездки, игровые программы – всё это осуществляется с целью максимального приспособления к жизни ребёнка-инвалида, включение его в окружающую социальную среду, формирование социальной мобильности посредством накопления опыта. А опыт получить нашим детям не возможно без материально-пространственной ориентировки в виде практических действий сопряженных с ментальными переживаниями. Использование на занятиях элементов, связанных с сиюминутными моментами в жизни общества (праздники, события) является так же элементом материально-пространственного обучения, рассмотрение материала в режиме «живого времени», даёт возможность детям ориентироваться в жизни, комплексно знакомится с темами предметов ССО и СБО. 

Создание среды использовалось нами и при закреплении материала по флагу России. Был организован праздник «Богатырские потехи». Из групп были созданы три дружины по цветам флага: белые, синие, красные. Нами совместно с ребятами были изготовлены щиты, шлемы определённого цвета. Объединяло всех конечно солнце. Вместе с воспитанниками мы нарисовали город. Каждый внёс посильный вклад в деятельности своего рода славянской мастерской: кто-то клеил, раскрашивал, вырезал и т.д. Цвет дружины был напрямую связан с геоприродными знаниями: белый цвет – снег – север, синий – вода – восток, красный – солнце – юг. Плавно закрепляется понятие столица, где собираются дружины, принося подарки, сделанные своими руками и связанные с той местностью откуда прибыли. На празднике практикуются профессионально-ремесленные и бытовые навыки и знания, всё это облечено в виде подвижных игр. Всё обыгрывается, и дети непосредственно участвуют в процессе встречи трёх дружин. Игра сливается с жизнью, и ребята ведут себя непринужденно и применяют свои умения и знания от имени уже богатырей, как бы становясь ими. 

Очень показательно в плане дидактического подхода подведение итогов мероприятия, где дети с ведущим осуществляют формирование психологического портрета своей дружины. Синий на букву «С» - сильные, смелые, смышлёные и т.д., белый – благородные, бесстрашные, богатые и т.д., красный – крепкие, красивые, культурные и т.д. Это мероприятие можно считать методически функциональным, т.к. подготовка технологическая и музыкальная (разучивание песни богатырей) уже сама по себе является способом обучения. 

В нашем интернате профильной является спортивная деятельность по программам Специальной Олимпиады России. Что бы разнообразить её нами в рамках традиционных Беломорских Специальных игр было организовано Олимпийское кафе, где ребята познакомились с историей олимпиад в импровизированной игре, где облачившись в самодельные костюмы древних греков, зажгли олимпийский огонь от «солнца» и попробовали те виды спортивной деятельности, которые применяли древние греки 3 тысячи лет назад когда придумали олимпиады. Воображаемая интерактивная экскурсия по городу Сочи – столице зимней Олимпиады-2014, позволила воспитанникам увидеть потенциал нашей страны. Дети переоделись в талисманы этой Олимпиады, что позволило вести диалог от их имени. Высокий уровень запоминания в этой ситуации очевиден. Акробатический этюд с олимпийскими кольцами-обручами вызвал восторг детей. Каждое олимпийское кольцо стало нести для них какой-то смысл, было смысловое объединение этой олимпийской эмблемы. Подобные игры-погружения просто необходимы для детей, они дают импульс для непроизвольного запоминания, что важно для воспитанников с умственной отсталостью.

Мы идем по методу аккумулирования и расширения знаний. Так наши дети принимают участие в международных творческих фестивалях, где контактируют с представителями разных стран и национальностей, наши спортсмены выезжают за рубеж, гости Баренц-региона бывают у нас, общаются с детьми. С целью заложить воспитанникам основы геополитических представлений, познакомить их со странами и народами мы организовали своего рода путешествие детей вокруг Света на специальном празднике. Поскольку, как отмечалось выше, спорт приоритетен для детей интерната, а морская тема – это главный региональный компонент, наш праздник мы назвали «Морское путешествие спортсменов вокруг Света». Дети через игру побывали в разных странах мира, познакомились с теми видами спорта, которые придумали в этих странах. Встречали их настоящие представители этих стран: норвежцы, англичане, американцы, японцы и т.д. В них перевоплотились старшие воспитанники. Звучала иностранная речь, дети пользовались профессиональным оборудованием того или иного вида спорта. Нарисованные виды этих стран создавали иллюзию реальности, своеобразный колорит, как и национальные игры, другой антураж. Из каждой страны дети интерната привезли чемодан с буквой, из которых было, затем составлено главное слово праздника «СПОРТ». Вёл игру настоящий капитан дальнего плавания. Важным фактором обучения через материально-пространственное погружение через игру является организация фестивалей, посвященных Дню защитника Отечества, где соревнуются дети нашего интерната, получающие образовательные услуги, как в стенах интерната, так и в коррекционных школах Архангельска и Новодвинска. На фестивалях «Армия страны выученных уроков» и «Встреча богатырей страны знаний», подготовленных методическим объединением учителей и инструкторов нашего интерната, в интересной, занимательной форме дети разных возрастных категорий пробуют себя в различных конкурсах, которые носят обучающий характер, показывают, на что способны ученики. Использовались интересные подходы, такие как "Кулинарный поединок", "Голос дети", "Большие танцы", «Тантамарески» и т.д. На подобных мероприятиях дети не только поют, танцуют, но и пекут хлеб, мелют муку, оказывают первую медицинскую помощь, заготавливают дрова, работают на «пилораме», добывают воду, соль, ездят на «лошади» и «автомобиле» - современных средствах реабилитации. Одна из целей подобных фестивалей привитие патриотизма, ведь все моменты праздника проходят в контексте любви к России. Связь хореографии с практическим материальным наполнением в работе хореографических коллективов интерната: «Шалунишки», «Серпантин», помимо развивающего, носит и обучающий эффект. Метод погружения в материально-пространственную среду используется в работе воспитателей, на уроках, в трудовых мастерских дополнительного образования. Занятия облекаются в определённую форму согласно тематике, а метод используется как элемент, который способствует лучшему усвоению материала, аккумулирует знания, объединяет детей и взрослых, что очень важно в условиях закрытого стационарного учреждения.

 Литература: 

1. П.Тейяр де Шарден. Феномен человека – М.:Наука,1987. – 295 с.

2. Д.Н.Кавтарадзе. Опыт преподавания курса «Имитационные игры» - М.:Изд-во РАО, 2000. – 123 с.

3. А. Раппопорт. Энциклопедия методов раннего развития / А.Раппопорт - СПБ, 2009. – 379 с. 4. Ю.Н.Емельянов. Введение в культурантопологию - СПБ, 1992. – 142 с.

5.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А.Р. Маллер. – М.:АРКТИ,2002. – 304 с.

6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития / под ред. И.М.Бгаженковой. - М.:Владос, 2010.

7. Анфимов А.С. «Внедрение модульного подхода при освоении курса граждановедения в процессе воспитания и обучения детей с нарушением интеллектуального развития» // Новые педагогические технологии (материалы международной научно-практической конференции) – Москва-Челябинск: 2013.

8. Анфимов А.С. «Материально-пространственная среда как метод обучения» // Новые технологии в образовании (материалы XVI международной научно-практической конференции) - Таганрог: 2014.

Категория: Наука | Добавил: novodvinsk-internat (17 Марта 2016) | Автор: Анфимов Александр Станиславович
Просмотров: 823 | Рейтинг: 0.0/0