Мокрое валяние как одна из форм работы в рамках альтернативного образования детей с ментальными нарушениями развития.

Альтернативное или компенсационное образование – это элементы обучения детей с множественными тяжелыми искажениями развития. Оно строится на формах паллиативной коммуникации, тактильного восприятия, коррекции моторики. Для этого как элемент развития подходит мокрое валяние. В студии-творчества «Иголочка», работающей в Новодвинском детском доме-интернате для детей с серьёзными нарушениями развития применяются различные творческие методики, адаптированные для обучения детей с ОВЗ. В зависимости от особенностей ограничений уровня состояния здоровья, ребёнку с ОВЗ в студии подобраны те или иные технологии ручного труда. Помимо диагностических отграничений, комплекса здоровьесберегающих мероприятий, я как педагог использую региональный компонент (виды творчества, исторически характерные для Русского Севера) в выборе прикладных направлений для работы с детьми, имеющими различные формы ограничений в плане здоровья. Детей с умеренной степенью когнитивных искажений обучаю элементам изготовления обрядовых кукол, используя простейшие региональные адаптированные технологии.


Важным направлением в работе студии является плетение из ниток. Поскольку для ментальных инвалидов трудно освоение плетения кружев, да и комплексные работы как таковые, то мы остановились на плетении шаров-паутинок и изготовлении с ребятами из них игрушек. Результат труда вызывает живой отклик у обучающихся детей, которые, не смотря на когнитивный застой, могут делать цельные творения в виде игрушек или броши из ниток.


Вообще изготовление игрушек, особенно мягких игрушек, одна из самых любимых детьми технологических манипуляций. Мягкие игрушки очень любят делать дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, и педагог студии всячески помогает им в этом. Особо хочется отметить практическую направленность работы с детьми с ОВЗ в этом направлении. Так в Северном государственном медицинском университете в рамках Международного молодежного медицинского форума «Медицина будущего - Арктике» проводился конкурс научных работ молодых ученых и студентов «Умная Молодежная Креативная Арктика» («У.М.К.А.»). Участникам и победителям вручалась как талисман сувенирная продукция «Полярный медвежонок-Умка», изготовленная детьми в студии-творчества «Иголочка» Новодвинского ДДИ.
Динамика в обучении детей с множественными ментальными искажениями развития проявляется в росте направлений практического применения результатов деятельности воспитанников: рост числа выставок, расширение спектра акций, подарки гостям. Расширяется и выставочный фонд, который создаётся в студии творчества за счет освоения новых видов продукции. Так в прошлом году дети с ОВЗ в студии-творчества освоили изготовление новых видов текстильных кукол.


Уже третий год подряд в дни декады инвалидов во Всероссийский день благотворительности мы участвуем в выставке работ на новогоднюю тематику в рамках праздника «Один мир на всех» в Титан-Арене. Сменная выставка в управлении соцзащиты на проспекте Новгородском - 160 стала доброй традицией. В 2018 году свою выставку там представили воспитанники студии «Иголочка». Поделки детей с ОВЗ украшали рекреацию министерства полгода, по предварительным данным с работами студии-творчества познакомились несколько тысяч северян и гостей региона.    В студии практикуется как форма работы с детьми, имеющими особые потребности лоскутное шитье. Элементы этого вида творчества завораживают, притягивают, дают возможность ребенку проявить свою фантазию. Помимо коррекции моторики через этот вид деятельности я прививаю детям познавательную активность, воспитываю терпение, приучаю к аккуратности.


Также в типированных группах детей с ОВЗ, что работают в технике лоскутного шитья, преподаю вышивку лентами. Работы в этом направлении, например  топиарии из атласных лент актуальны, и не раз использовались в выставках, имеют положительные отклики как в сети Интернет, так и в сборниках Учреждения. Участие студии-творчества «Иголочка» в Благотворительной акции «Благодарю» с участием представителей Правительства Архангельской области, руководителей частных компаний и организаций в сентябре 2020 года говорит об актуальности и востребованности деятельности обществом и о вкладе в развитие детей и подростков нашего региона.


Используемые формы работы находят творческую корреляцию для детей с различными формами инвалидности. Элементы творческих наработок педагога при работе с детьми с ОВЗ в студии-творчества сами по себе стали инструментом социально-абилитационных мероприятий.
Особое место в студии-творчества «Иголочка» занимает мокрое валяние, которое стало основным в работе с детьми, имеющими множественные ментальные искажениями развития. Это очень безопасный и простой вид творчества. Без острых, громоздких предметов, только своими ручками дети создают красоту. Поскольку дети со сложными патологиями развития, то во многом знакомство с элементами валяния у них происходит «рука в руке», «тактильной идентификации» и на помощь в этой работе приходят воспитатели, сопровождая детей на занятия. Считаю важным, чтобы дети с самыми «тяжелыми» проблемами развития смогли соприкоснуться с таким видом творчества как работа с натуральной шерстью посредством валяния. На занятиях дети по методу «рука в руке» например, катают из цветной шерсти шарики для бус. Учитывая категорию детей на занятия, приглашаю гостей, образы которых придумываю сама. Так на некоторые занятия к ребятам приходил «Войлочный Поросёнок», который проводил с юными мастерами пальчиковую гимнастику. Нанизывание высохших шариков в виде бус я провожу сама, вызывая сенсорно-цветовую реакцию ребёнка.


Творческие занятия проходят не только интересно, но и валеологически функционально. Дело в том, что сама по себе овечья шерсть несёт в себе тактильно-лечебные функции, а её валяние корректирует мелкую и общую моторику. Вызывают у многих гостей отклик работы в виде бус, которые выполнены детьми с тяжелейшим недугом.


Моё педагогическое кредо: «Прикоснуться к красоте можно только сердцем» находит отражение в работе студии-творчества. Очень важно, чтобы экологически чистые материалы использовали в работе дети с ОВЗ. И та красота, которую они создают, в первую очередь, относилась бы к экологии человеческих отношений. Мокрое валяние как форму работы с детьми с ОВЗ применяю в работе с воспитанниками, имеющими самые разные когнитивные нарушения. Ментальная недостаточность за счет профессионального педагогического сопровождения не мешает детям создавать прекрасные картины. Ребята из студии-творчества «Иголочка» хотят поделиться своими работами, выполненными в технике шерстяная живопись. Для создания своих картин они использовали шерсть для валяния. В эти картины дети вкладывают частичку своего такого ранимого, но в тоже время открытого сердца.

Категория: Наука | Добавил: novodvinsk-internat (19 Ноября 2020) | Автор: Дмитриева Ю.В.
Просмотров: 238 | Рейтинг: 4.7/3